"Beauty Free"
международный проект "FAIR" ,
Королевская Колледж Искусств, Лондон.


Около ста лет назад знаменитый русский писатель Лев Толстой сказал: "Художник - это человек, который может нарисовать все". Сегодня мы с полным правом можем сказать иначе: "Художник - это тот, кто может все продать".

Программа "ESCAPE" не является ни художественной группой, ни настоящей галереей. Скорее это некий проект, участники которого выступают то как туристическое агентство, то как футбольная команда, то как художественная галерея, то как бюро по ремонту.

Стиль, в котором работает "ESCAPE" можно назвать "P-АRT", используя известную аббревиатуру "Public relations" - PR.

В проекте "BEAUTY FREE" художники подвергают критике рыночные механизмы, импортированные Россией в 90-е годы с Запада, в результате чего может быть продано.

В своем новом проекте "ESCAPE" предлагает зрителю купить не просто личные вещи авторов, но социальные имиджи и статусы, присущие российскому обществу. Антон Литвин, Богдан Мамонов, Лиза Морозова и Валерий Айзенберг - не только художники, но и представители разных социальных групп населения. Это средний класс, интеллигенция, женщины, приезжие. Таким образом "ESCAPE" репрезентирует себя как образ современной России.

Частью проекта является также видеофильм, снятый в одном из модных московских магазинов. Участники "ESCAPE", затерявшись в толпе покупателей, уподобляются манекенам. Нелепая неподвижность поз подчеркивает двусмысленность положения художника в современном обществе: ему приходится, оставаясь творцом, одновременно играть и определенную социальную роль.






Ссылки на сайт:
http://www.cca.rca.ac.uk/fair/exhibitors/E.shtml


Пресса о проекте:



Честная игра в арт-бизнес

18 - 24 марта в лондонском Королевском колледже искусства происходило интересное событие под названием FAIR, то есть "Ярмарка". В нем участвовали художники и галереи из Великобритании, Германии, США, России, Кубы, Польши, Турции, Португалии, Мексики, Дании, Пуэрто-Рико и Испании.

Каждый год дипломники Royal College of Art, главного художественно-образовательного заведения Лондона, устраивают выставку своих работ, и каждый год у выставки новая тема. В 2002 году учащиеся, собирающиеся специализироваться в арт-менеджменте, кураторской и дилерской деятельности, работали на тему "Ярмарка". Каждый из них пригласил какую-то галерею, которая и предложила публике свой проект. Часть этих галерей на самом деле является таковыми, часть ими притворяется, будучи на деле художественными группами. То есть, хотя на Ра/г иногда что-то продавалось, это была в большой степени игра в ярмарку.

Курьезность события еще и в том, что в Лондоне по каким-то загадочным причинам не проводятся ярмарки современного искусства. Они есть где угодно - в Берне, Базеле, Кельне, Берлине, Париже, Мадриде, Чикаго, еще много где. Даже в Москве. А в Лондоне, несмотря на имеющийся там мощный художественный рынок, - нет. И лондонская Fair оказалась удивительным образом очень похожей на "Арт-Москва", ежегодную ярмарку современного искусства, проводимую компанией "Экспо Парк" в ЦДХ. И там, и там весьма интересно. И там, и там торгуют мало. Но по разным причинам. В Москве рынок современного искусства очень слаб, и московская ярмарка пытается его стимулировать, объяснить потенциальным покупателям, что приобретение работ актуальных художников - важное и выгодное дело. В Лондоне, где на художественном рынке обращаются огромные денежные суммы, устроители Ра1г занялись увлекательной игрой, чем-то вроде "Монополии". Это не удивительно для британцев, обожающих лингвистические забавы: ведь слово Fair очень полисемично. Кроме "ярмарки" оно значит еще и "честный, прозрачный, достойный, посредственный, белокурый, правильный, привлекательный, прекрасный". В английском есть очень употребительное выражение - /а/г р1ау, "честная, истинно джентльменская игра". Даже веселенький ярко-розовый логотип ярмарки указывал на ее игровую природу.


Забавы забавами, но на Fair легко просматривались важные тенденции в современном искусстве: его срастание с пиарной деятельностью, шоу-бизнесом и коммуникационным рынком, с туристической и образовательной индустрией.

Одной из самых показательных на "Ярмарке" была экспозиция московского коллектива Еsсаре, называвшаяся Веаиtу Free. Участники Еsсаре настаивают на том, что они - не художественная группа, а долгосрочный проект. В его рамках Еsсаре выступает то в роли турагентства (не так давно на Московском форуме художественных инициатив они предлагали желающим весьма эксклюзивные и более чем экстравагантные туры; затем Тоиr Аgеnсу Еsсаре представляло себя на художественных выставках в Берлине и в Вене), то в качестве магазина, то как ремонтная мастерская. Перефразируя Льва Толстого, сказавшего, что "художник - это тот, кто может нарисовать что угодно", они говорят: "Художник - это тот, кто может продать что угодно". Свой художественный стиль "эскаписты" называют Р-Аг1, то есть "пиарное искусство". Впрочем, признаются, что пока их пиарно-творческие усилия больших доходов не приносят.

На Fair участники Еsсаре Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова изображали из себя галерею. Торговали собственными произведениями. Главным из них было видео, демонстрируемое на большом экране. Дорогой обувной магазин в "Манежной яме", толпа покупателей и просто любопытствующих. Среди них, как играющие в "море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!", остолбенелые фигуры "эскапистов". Причем каждый из них символизирует собой какую-то знаковую фигуру современного российского общества. Айзенберг - "неместный". Мамонов -"интеллигент". Литвин - "представитель среднего класса". Морозова - "просто женщина".Копия этого видео стоила $300. Кроме того, предлагались фотоплакаты по $700 за штуку и забавно-нелепые объекты стоимостью от 600 до 1200 долларов. Британские посетители смотрели, хвалили и говорили: "Как интересно, оказывается в России совершенно ' такое же общество потребления, как у нас". Что же, современное искусство, похоже, на самом деле все в большей степени становится областью расхожих идей и ментальных клише. Этот тезис подтверждается и тем, что пражская галерея раз и турагентство Еlа Тоиrs на "Ярмарке" показывали проект, почти идентичный туристической затее Еsсаре (более подробно о нем на странице 32 этого номера "i" - на полосах туризма о Чехии).





Впрочем, истина насчет того, кто такой художник, наверно, все же находится где-то посередине между мнениями графа Толстого и П-артистов из Еsсаре.


Никита Алексеев


История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты