Viktor
Misiano Attention: "Atension"!
Вынесенное в заголовок название работы – «Atension», не опечатка
и не признак плохого знания русскими художниками английкого языка.
Программе «Escape» (Валерий Айзенберг, Антон Литвин, Богдан Мамонов,
Елизавета Морозова) важно здесь многочтение, которое – как кажется
художникам - получается из микширования нескольких известных слов
английского языка – Attention, Ten, Tension.
«Ten» – отсылает нас к самому очевидному, к основному мотиву этой
работы - изображению пальцев двух рук (т.е. как раз десяти).
«Tension» же – семантическая, смысловая, изобразительная, возникает
от того, что десять человеческих пальцев повернуты к нам подушечками,
т.е. так, что бы представить нам папилярный рисунок, который как
известно – у каждого человека уникальнен. Говоря иначе, нам явлена
здесь человеческая идентичность в ее самой неоспоримой ипостаси.
Кроме того – и это тоже не может не провоцировать «tension», на
каждом из пальцев наложено по рисунку (татуировке?) – маленький
человек погруженный в свою интимную повседневность, в те ее моменты,
которые обычно не принято представлять публично – он плачет, выдавливает
прыщь, мастурбирует, парит ноги, занимается искусством и т.п.
Можно добавить, что серия «Atension» является частью триптиха,
в который входят также серии «Честь имею!» и «Слепота». Отличае
этих двух других серий от первой - в рисунках на пальцах. В «Честь
имею!» изображен тот же персонаж, но в амплуа художника присягающего
власти – так, например, голый прикрывая левой рукой чресла палитрой,
он подобострастно подносит правую к виску в военном слюте. В «Слепоте»
же - тот же герой, представтлен в десяти ситуациях лишенным зрения
– символа духовной свободы – так, например, мы видим его повешенным
на ветке с колпаком на голове. Таким образом вырисовывается и
главная тема этой работы – каждой серии и всего проекта в целом
– тема человеческой идентичности и свободы.
Наконец, «Attention! – как раз и отсылает к тематике произведения.
Художники напоминают нам, что папилярный рисунок, будучи неоспоримым
свидетельством уникальности, есть одновременно и признак идентификации
и контроля над индивидом.
Власть и свобода, человеческая интимность и отчуждающая глобальность
мира – эти темы, проблемы и переживания стали актуальными в русском
искусстве и в обществе с конца 90х годов. Тогда, собственно, и
сложилась группа или точнее - как ее называют сами художники –
Программа «Escape». Ранее в хаосе пост советской России свобода
казалось не имеет предела. Драма московского радикализма тех лет
заключалась в том, что они опытным путем пытались освоить пределы
свалившейся на Россию вольници. Художники провоцировали власть
– но она оставалсь в выйгрыше, великодушно прощая художникам любую
трансгрессию. В новое десятилетие – власть явила себя, остановив
хаос, введением новых табу и правил игры. Отсюда проблема: стало
ли от этого лучше отдельной человеческой личности?
Миновавшее десятилетие было так же эпохой крушения всех барьеров
Холодной войны: мир раскрылся в великолепии своей безграничности.
Но отсутствие границ чревато не только соблазнами, но и страхами.
Чем шире просторы – тем больше того, что тебе неподвластно; бесконеное
умножение частного оборачивается анонимностью.
На закате революционного десятилетия Программа «Escape» делает
последний из возможных радикальных жестов. Она принимает обет
смирения. Присущим 90-м глобалистской открытости и массмедиальной
спектакулярности программа противопоставляет интимность коммуникации.
Эта интимность доводится ими до персональной адресности: многие
их перформансы и инсталляции рассчитаны лишь на одного зрителя.
Они хотят глаголить из уст в уста, передавать искуство с рук на
руки. Однако нет в этом претензий на элитарность: скорее это пастырская
готовность нести слово божье любому страждущему.
Культивируя каждый индивидуально интимность коммуникции, они неизбежно
пришли к консолидации: страждущие души обрели друг-друга. Их единение
стало и гарантом их творчества, но также и темой творчества. Большая
часть их произведений, т.е. их внешней коммуникации, посвящена
их внутренним отношениям, т.е. их внутренней коммуникации.
Создавая проекты, предполагающие не массовый, а индивидуальнй
с ними контакт, художники невольно придают своим работам большую
атрактивность – работа приобретает статус экслюзивного продукта.
Их тихий редукционизм - установка на морализующую дистанцированность
и внутренний герметизм, оказывается затребованным в нынешней публики
- в момент усталости от скандальности и радикализма художников
90-х. Они уходят от казенной конфессиональности и создают секту,
но выстроенная ими обитель отличается безупречным дизайном. Чем
более работает эта группа, тем больше экспонирование их внтуренней
референтности отдает самодостаточным нарциссизмом. Однако это
не вызывает раздражения: публика готова выслушивать чужие частные
дрязги. Лишь бы им больше не говорили об утопиях: они только что
распрощались с последней – утопией капитализма с человеческим
лицом. Художники группы «Escape» работаю вместе потому, что им
хорошо вместе, публика – каждый в отдельности, любит их потому,
что ей – каждому в отдельности - плохо по одиночке. А потмоу так
уместным оказывается маленький иконостас «Atension» - он каждому
несет утешение - напоминая, что достаточно поднести палец к глазм,
что бы убедиться в собственной уникальности.
|