"O.K., America! Галерея APEXart, Нью-Йорк". Михаил Гольдин. "Искусство". Май-июнь 2004. С.107

“Аpexart” – нонпрофитная галерея в Сохо - приглашает известных кураторов, которые задают тему и подбирают состав каждой конкретной выставки. За последнее время свои роекты здесь реализовали Катрин Давид, Джон Балдассари, Стефан Райт и другие знаковые персонажи. Завершить сезон выпало директору венского музея MAK Питеру Нойверу, большому ценителю современного русского искусства.

Поэтому неудивительно, что организатор памятной выставки «Давай, давай» помимо удожников из Австрии, СШ, Швейцрии Фрации пригласил в Нью-Йорк целый отряд российских авторов: группу «Синие Носы», Елену Ковылину, и «Программу Escape». Самая известная фигура проекта - старый калифорнийский Панк, участник последней «Документы», Раймонд Петтибон. Впрочем, и остальные, среди которых Даниэл Буэти из Цюриха или Елке Кристуфек из Вены, художники далеко не последние. Тем приятнее констатировать, что российская команда выглядела на этом фоне весьма достойно.

Главная тема выставки - идентификация личности и контроль над ней. Основной образ - так называемый, fingerprint, отпечаток пальца. Те, кто бывал в Америке, хорошо знают, что для въезда на территорию страны необходимо оставить свой отпечаток пальца. Вопрос для Запада стоит сегодня действительно остро: как совместить контроль, необходимый для успешного противодействия терроризму, с правами личности?

Перформансист Елена Ковылина показала работу “Слепой полицейский”, остроумно обыгрывающую мифологический сюжет о слепой, а значит, справедливой Фемиде. В интерпретации Ковылиной власть действительно слепа, но это становится источником угрозы. Роль слепого Елена отвела, естественно, себе, и это порождает известную двусмысленность - фигура власти оказывается тождественна самому художнику.

“Синие носы” взялись за тему подсматривания, также широко обсуждаемую на Западе в контексте слежки и контроля. Российские художники переводят эту проблему в плоскость подросткового вуайеризма. На их фотографии три фигуры, стоят, просунув головы в отверстия глухой стены. Таким образом, привычное клише оказалось остроумно вывернуто наизнанку: здесь не власть следит за человеком, нет сам человек одержим страстью к вуайеризму.

Наиболее буквально кураторский замысел поняла “Программа Escape “, вывесив на стену десять фотографий подушечек пальцев, сделанных в технике макросъемки. На каждой подушечке - изображение человечка, совершающего некое интимное действие: герой надевает носок, ковыряет в зубах, испражняется, занимается искусством и т. д. Художники пытаются объяснить, что маленький человек беззащитен даже в своем частном, интимном мире, Который можно легко проконтролировать, изучив отпечаток пальца.

Впрочем, в России интеллектуальное сообщество мало обеспокоено подобными проблемами. Хочется надеяться, что российские участники "O.K., America! " перенесут опыт прямого социального высказывания и на местную сцену.

 

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты