Ольга Копенкина, Елена Сорокина. “О. К., Аmerica!” Куратор – Питер Нойвер. Галерея APEXart. Май 26 – Июнь 26, 2004

«О. К., Аmerica!» - так называлась небольшая по размеру выставка, организованная в нью-йоркской галерее “Apexart” австрийским куратором Питером Нойвером. Нойвер - директор музея МАК в Вене, который два года назад организовал известную выставку российского искусства «Давай!» в этом же музее - привез в Нью-Йорк произведения художников, происходящих, как сказано в пресс-релизе, из «совершенно разных культур и контекстов». Выставка не входила в разряд самых передовых событий месяца в городе с обильной выставочной жизнью и достаточно искушенной публикой, однако обратила внимание присутствием в составе участников российских художников - Елены Ковылиной, групп «ESCAPE» и «Синие носы». Их работы, так же как и работы других – Раймонда Петтибона (США), Кенделла Гирса (ЮАР), Даниела Буэтти (Швейцария), Элке Криштуфек (Австрия), Оскара Муноса (Колумбия) и др. – вполне соответствовали задиристому (хотя и довольно абстрактному) названию, которое читалось примерно так: «О. К., Аmerica! Мы знаем, в какое ты влипла дерьмо, глубоко тебе сочувствуем, наблюдая, как в последние четыре года ты никак не можешь из него выбраться. Несмотря на то, что нам противно, мы все-таки приехали к тебе, чтобы сказать: « Окей, Америка! Мы..», и т. д. Хотя, возможно, название – это перефразированная строка вполне невинной песни «Привет, Америка!», звучащей в одноименном видео Елены Ковылиной.

На самом же деле, выставка была обращена к дискуссиям о языке визуального искусства, который, как заявлено в тексте Нойвера, остается единственным возможным средством выражения в ситуации, когда «остальные культурные языки и коды себя исчерпали». При этом Питер Нойвер предпочел не распространяться о том, какие именно языки, как и почему «исчерпали себя», так что это утверждение так и осталось неясным, как впрочем и остальные общие места его кураторского концепта, включавшие вместе с переводимыми big words - такими как «трансгрессия», «глобализация», «генная инженерия», «ритуал», «миф» - также и те, которые существуют только в грамматических рамках синтетической английской речи («electronically generated real-time information). Однако все эти слова-концепты, как речевые потоки хип-хоповских песен, прекрасно укладывались в схему, часто определяющую выставочные проекты западных кураторов, которые довольно формально исследуют проблемы человеческой и социальной идентичности в отношении к способам ее само/выражения. Тема индивида, превращенного современной политикой и медиа в контролируемую единицу, можно сказать, явилась квинтэссенцией нойверовской выставки, интерпретировавшей кризис идентичности через разрыв связей между физическим телом человека и языком.

Русские художники предложили новые проекты, специально сделанные для выставки. «Синие Носы», как и ожидалось, предпочли анекдотический жанр. Их фотографическая работа изображала симметрично расставленные мужские манекены, засунувшие головы в отверстия в стене. Страусиная позиция фигур была призвана воплощать с одной стороны, желание скрыться от вездесущего контроля, и с другой, - старинную русскую забаву – подглядывание. Таким образом, «Синие Носы» отрефлектировали на параноидальное состояние современного субъекта, мечущегося между угрозой одного и соблазном другого. Другая работа также предлагала образчик фирменной сибирской рефлексии на ту же модную тему – наблюдение и желание быть невидимым для чужих глаз. В видео некий субъект, едущий в автомобиле, смотрит на улицу (или «ведет наблюдение») через небольшое окошко, расчищенное в замазанном краской лобовом стекле. Кустарно перемазанный краской легковой автомобиль по виду еще советского производства, на котором перемещались сибирцы, полупрозрачно намекал еще и на другую глобальную данность – затемненные стекла бронированных мерседесов наиболее удачливых представителей всех наций и народностей.

Группа «ESCAPE» представила серию фотографий: на красном фоне фотоизображения отпечатков пальцев с похожими на татуировки рисунками «маленького человека» в интимные моменты его жизни – грустная ирония на тему современной дактилоскопии и ее назначения быть одним из решающих методов контролирования благонадежности иностранца, въезжающего на территорию США. Искейповские замечания на американскую тему доводят до абсурда эту недавно введенную в американских аэропортах меру безопасности. Акцент на интимности плача, отправления естественных надобностей или занятий искусством «маленького человека» превращает фактор криминалистической идентификации в визуально-тактильную идентичность, которая не предполагает какого бы то ни было контроля. Хорошо государство, которое в каждом гражданине видит криминальное существо.

Работа Елены Ковылиной – видео «Путь к свободе», в котором звучит песня на английском языке «Hello, America», было произведено в Германии. Словно иллюстрируя темы работ русских художников, американские власти отказали Елене в визе, перенеся тем самым размышления об американской свободе в европейский контекст. Первоначальный вариант проекта предполагал прогулку по Бродвею по направлению к статуе свободы в слепых линзах и под ручку с американским полицейским – гидом по достопримечательностям обетованной земли Манхеттена. Данный перформанс явно ссылался на картину Брейгеля «Слепые ведут слепых», комментируя не только все более возрастающее нежелание разглядывать американские достопримечательности, но и распространяющийся «языковой барьер» между «родиной смелых и свободных» (по другой версии, «шумных и наглых») и остальным миром.

Выставка «О.К, Америка!» прошла накануне премьеры в Нью-Йорке фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» и, безусловно, отразила фрустрацию, вызванную стремительной сменой отношения к США со стороны остальной части населения планеты: прежний имидж Америки - что-то вроде Статуи Свободы, манящей своим факелом жаждущих и страждущих из-за океана - превратился в новый имидж трусливого агрессора, подглядывающего, обыскивающего субъекта, быстро забывшего все ценности свободы, когда речь зашла о безопасности. И такой имидж едва ли может быть серьезным источником вдохновения для «иностранца», только что прошедшего унизительный контроль на границе. Или нужно быть носителем этого сознания, и тогда дешевая ирония вырастает до мощной мифологии, как это произошло с комиксами американского участника выставки «О.К, Америка!» Раймонда Петтибона – квинтэссенции американского psycho, смеси американской попсы и ее отрицания, комической глупости и политического высказывания, паранойи и ее анализа. Only in America!

 

История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты