|
|
|
"Прикосновенное
жилище", Фёдор Ромер.
"Итоги", 06.02.2001
Основали программу известные в 80-х - начале 90-х художники Валерий Айзенберг и Наталья Турнова, позже к ним присоединились более молодые Богдан Мамонов, Лиза Морозова и Антон Литвин. Escape существовала сначала в мастерской Турновой (вернее, выставки проходили на крыше над мастерской), затем в мастерской Айзенберга. Он поделил студию на публичное, ставшее "галерейным" пространство и интимную территорию, оставшуюся "для жизни". Разумеется, вся выставочная власть остается в руках основателей галереи: они придумывают сценарии акций, выставок и перформансов, но приглашают к участию на максимально демократичных условиях максимальное число коллег. (На сегодняшний день в выставках Escape, посвященных самым разным темам, приняли участие около сорока художников и критиков разных поколений и направлений.) То есть Escape открыта внешнему миру, но настаивает при этом на своей "альтернативности" по отношению к респектабельным московским галереям и миру арт-бизнеса. Что понятно - ведь Escape ничем не торгует.
В первую очередь галерея пытается добиться соучастия зрителей и коллег. Порой это происходит буквально. Так, выставки участников Escape, прошедшие в октябре-ноябре прошлого года уже не в домашнем пространстве Айзенберга, а в Зверевском Центре современного искусства, включали в себя перформансы, на которых художники предлагали зрителям некий "арт-сервис" - поездку в вагонетке, которую толкал Антон Литвин, или игру в футбол с Богданом Мамоновым. Поэтому само квартирное бытование Escape - это не эскапизм и не аскетизм, а попытка сделать искусство более "интимным" - выстроить новые, очень личные отношения между художником и зрителем. Первый приглашает второго к себе домой, причем приглашает по-дружески, не намереваясь шокировать разверзающимися безднами "коммунальности". В этом, например, отличие групповой инсталляции участников Escape "Лиза и мертвые" (трогательная арт-имитация девичьей комнаты Лизы Морозовой в мастерской Валерия Айзенберга) от ставших уже легендарными "тотальных инсталляций" Ильи Кабакова. У него осколки советского быта должны поражать зрителя своей откровенностью: посетитель должен ощущать себя незваным гостем, заставшим хозяев врасплох.
Одомашненность, дружелюбность и "участливость" Escape - новый и последний на сегодня виток в развитии "квартирных галерей". На протяжении всего XX века художник эпатировал публику, заставляя считаться со своим существованием. В новом тысячелетии он уже может отдохнуть - вернуться в домашний уют, позвав зрителя (и коллег) за собой. Пути к успеху неисповедимы, и приглашение на чай с баранками может оказаться самым перспективным.
|
|
|