Предыстория: Подлинная коммуникация со зрителем - сквозная тема моего творчества.
Я разрабатываю ее на протяжение последних 10 лет одна, до 2008 года делала это также совместно с
группой ESCAPE. В 2002 году я делала близкий по теме перформанс в рамках фестиваля городского
перформанса «Лето». Я разрушала общепринятую социальную ситуацию: встречала и провожала
пассажиров, выходящих из вагона на метро «Волжская», подобно стюардессе в самолете улыбкой и
словами "Счастливого пути!", "Здравствуйте! Очень рады Вас видеть!"
В своих наиболее известных перформансах «Идентификация»(2005), «Slow way”(2000) и др. я также вступала в
непосредственный телесный невербальный контакт со зрителем.
Гламур — это современное мещанство, декоративность, поверхностная неестественная красота при
внутренней пустоте, внешне красивый и соблазнительный, но, по сути, пошлый образ жизни, погоня
за модой. Но для меня это, прежде всего — ложная коммуникация.
Гламур — болезнь и симптом современного общества, современного человека и, увы, современного искусства. (Неслучайно
мы с группой ESCAPE еще в 2000 году делали перформанс «Исчезновение», где на вернисаже убегали от всех, кто пытался
вступить в привычный «тусовочный» контакт с участниками группы).
В каком-то смысле моя попытка преодоления гламура в «Гараже» достаточно безнадежна, она уже родилась в ситуации
некоторого проигрыша гламуру: вначале я предложила «Гаражу» радикальный феминистский, очень негламурный и
незрелищный перформанс с болью и кровью, но его не приняли. Тогда я решила сменить стратегию, действовать как
партизан, использовать язык самого гламура, но разрушать его изнутри. Я впервые прибегла к помощи моделей.
Задачи перформанса:
Я пытаюсь создать идеальную утопическую ситуация подлинной коммуникации вопреки ситуации
и контексту — войти со зрителем в индивидуальный аутентичный невербальный телесный контакт.
В чем-то мой перформанс — это социальная терапия для современного человека, который привык, что его «встречают
по одежке»: не важно, какой ты человек, важно, как ты выглядишь, как себя ведешь. Люди становятся закрытыми,
одинокими и нуждаются в принятии, любви и поддержке, но социум не дает выхода из этой ситуации, подменяя истинную
Встречу ролевым общением, полным стереотипов и ограничений.
Отчаcти это и феминисткий проект. Наша логоцентричная маскулинная культура привыкла воспринимать женщину не как
человека, а как функцию. Говорят, Мэрилин Монро была очень тонким глубоким человеком, но одиноким, тк в ней видели
только красавицу и секс-символ. Это проблема многих современных женщин. В моем проекте красивая женщина имеет
возможность проявить себя именно как человек.
И наконец «Попытка преодоления гламура» — это живой эксперимент, провокация «здесь и сейчас»: в ход него
станет понятно, что сильнее — форма или содержание: девушки негламурные будут поставлены в ситуацию довольно
гламурную. Смогут ли они ее преодолеть?
Описание: 4-5 девушек в черных платьях встречают зрителей у входа в Гараж. Они,
на первый взгляд, похожи на тех девушек, которые обычно раздают рекламные буклеты на
презентациях или разносят угощение, но ведут себя нетипичным антиламурным образом: они
вступают в очень личный невербальный контакт с отдельными входящими зрителями: очень тепло
и искренне их обнимают.
Девушки отбирались по двум критериям. Они должны были обладать двумя редко сочетающимися
характеристиками: с одной стороны, почти модельной внешностью (быть достаточно высокими,
стройными, желательно с длинными прямыми волосами естественного, лучше темного, цвета),
с другой, — отличаться внутренней красотой: это должны быть очень естественные, негламурные
и не слишком сексапильные девушки, девушки с "ангельской" сутью - с лучистыми глазами,
светлой улыбкой, теплые, недистантные и склонные к тактильному контакту, открытые миру и
готовые к аутентичной коммуникации со зрителем.