Валерий Айзенберг
"РАЙСКИЙ УГОЛОК" и "Я ОГЛЯНУЛСЯ И НИЧЕГО НЕ УВИДЕЛ…",
две инсталляции.


Это была первая акция в рамках Программы. Август 1998 года. Тогда Программа называлась "Espace". Мы с Наташей вытащили на крышу её объекты: самолёты, клубники и цветы, сделанные из раскрашенного оргалита. Был сильный ветер.

На крыше всегда сильный ветер. И дождь.

Большие куски оргалита, прикрученные проволокой болтались под порывами. Я пытался помочь Наташе, но на все мои советы и жалкие попытки… она не реагировала, точнее, отвергала их, сжимая тонкие губы. Клубники группировались с клубниками. Самые большие стояли отдельно. Самолёты с цветами. Большой тюльпан на черенке лежал боком.

Так в муках рождался "Райский уголок".

Н. Турнова - страстный художник, преувеличивающий всё, что её интересует, на что обращает внимание. Страсть в искусстве сегодня редкое явление. Мало кто из художников пытается разобраться с самим собой, со своими страстями. Большие чувства, выраженные пластически, требуют больших размеров. В мастерской её работы кажутся немасштабными, и не помещаются там. Они не должны находиться в небольшом замкнутом пространстве. Их место на крыше, под небом. Цвет объектов яркий и несмешанный. Красный - кровь. Не больше и не меньше. Синий - взорвавшийся кислород, жёлтый - цвет яростно покрашенного дома сумасшедших и так далее. Если бы не это, её творчество можно было бы назвать попартом. Но если и применять к ней этот термин, то это самый экспрессивный попарт, который я когда-либо видел.

Я же начал клеить свои бумажные буквы на поверхность крыши. Текст был следующий: Я оглянулся и ничего не увидел за задним стеклом, как будто мир непрерывно исчезал по мере продвижения моей машины. А впереди метались автомобили, пешеходы, названия магазинов и "женские куклы". Затем, прямо на русский текст я поставил деревянные кубики, на каждом из которых было по букве. Буквы составляли английское предложение - фрагмент стихотворения Одена: Lay your sleeping head, my love.

К этому времени я уже освободился от желания создавать нетленные произведения искусства, а также организовывать пространство (делать инсталляции). Меня стало больше интересовать, как высказывания художника живут в мире. Мне нужно было выйти за пределы поля искусства. Поставить себя на границу, на край. И крыша оказалась подходящим местом для моих экспериментов. Да и русский текст иллюстрировал моё пребывание на границе.
Но мне всегда чего-то не хватает, всегда кажется, что я что-то недосказал, у меня непреодолимое желание совместить несовместимое.

Перед выходом на крышу (узкая дверь) находилась небольшая площадка. Я поставил там видеомонитор, показывающий идиллический видеофильм: белые лебеди, плавают в чистом озере, а птицы заливаются райскими песнями.

В. Айзенберг.


ПРЕССА:


АРГУМЕНТЫ и факты. (983) Август 1999 г.

НОН-ПРОФИТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

У любителей крутого авангарда (актуального искус ства) вызовет интерес выставка объектов, фотографий Валерия Айзенберга (до 1 сентября) - своеобразная визуализация перфоманса "Визуальная манипуляция 21" импульсом к созданию которой послужил большой круглый лоб, обтянутый тонкой кожей, девушки, увиденной художником в троллейбусе. И стал он "препарировать" этот символический "лоб" в разных техниках И весьма успешно, в оригинальной форме выражая умонастроения многих, вожделеющих насилия.



Независимая газета 20.08.99

Галерея Валерия Айзенберга


НОВАЯ выставочная площадка - галерея Escape - появилась на этой неделе в Москве. Художник Валерий Айзенберг решил пригласить в свою мастерскую коллег и ценителей концептуального искусства - практика, весьма распространенная за рубежом. Здесь будут проходить экспериментальные выставки в рамках альтернативной программы "Escape" Института современного искусства.

И первой стала выставка самого Валерия Айзенберга "Выставка документов. По перформансу "Визуальная манипуляция 21". Перформанс был проведен в "Манеже" в декабре 1997 года. Тогда он снимался на видео и фото, и вот теперь представлены эти два визуальных ряда. Девиз перформанса художник определил как "Механика в душе". Повторяющиеся, монотонные действия, приводят к "успокоению души", считает он. При этом не столь важен характер этих действий: носят ли они положительный, созидательный характер или даже преступный, разрушительный.

Выставка будет открыта до 1 сентября. А 3 сентября в рамках альтернативного празднования Дня города - фестиваля "Неофициальная Москва" в галерее откроется групповая выставка 10 моcковских художников "Москвичка".

Любовь ЕРЕМИНА



История | Проекты | Галерея | Участники | Пресса | Контакты