Гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?

Оцените материал

Просмотров: 17782

Performa: это неживое «живое искусство»

Лиза РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° · 09/12/2009
В Нью-Йорке даже перформанс смогли превратить в художественный истеблишмент

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Mike Kelley, Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32, Plus, a Performa Commission, 2009

Mike Kelley, Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32, Plus, a Performa Commission, 2009

В Нью-Йорке завершилась третья биеннале перформативного искусства «Перформа» — трехнедельный междисциплинарный марафон, проводящийся с 2005 года. Одновременно «Перформа» является некоммерческой организацией, занимающейся исследовательской и просветительской деятельностью и призванной «изучать критическую роль живого выступления в истории искусства ХХ века, а также поощрять новые направления в перформансе XXI века». Начиналась «Перформа» с активности небольшой группы энтузиастов во главе с искусствоведом и куратором РозЛи Голдберг, известной своей книгой «Искусство перформанса — от футуризма до наших дней», выдержавшей уже не одно переиздание на разных языках (к сожалению, кроме русского). Сейчас «Перформа» уже имеет постоянный штат, помещение на Манхэттене, поддержку от множества фондов и бюджет в $1,5 млн. На ее сайте www.performa-arts.org появились довольно навязчивая самореклама и специальный интернет-канал «Перформа-ТВ», где оперативно выкладывается огромное количество видеодокументации событий, беседы с участниками биеннале, а также ежедневные комментарии самой Голдберг.

В общем, «Перформа» быстро набирает обороты (очень хочется сказать — «разрастается, как раковая опухоль»): если на второй биеннале работало десять кураторов, то на третьей их стало уже двадцать пять (!). В этом году программа включала более сотни мероприятий, показанных на разных площадках; участие 170 художников; одиннадцать заказанных проектов (commissions) и шесть премьер.

Отсмотреть все эти десятки мероприятий физически невозможно (хотя я честно пыталась это сделать на прошлой «Перформе») не только из-за их количества и пересечений по времени, но и по причине плохой организации: чуть ли не половина из них отменяется без предупреждения, переносится или сильно задерживается. Видимо, гигантомания — это неизбежное свойство жанра биеннале как таковой, но стоит ли переносить эту давно критикуемую форму на самый живой и экспериментальный жанр?

©  Photo by Paula Court, courtesy of Performa

Arto Lindsay, SOMEWHERE I READ, a Performa Commission, 2009

Arto Lindsay, SOMEWHERE I READ, a Performa Commission, 2009

Особым размахом отличалось открытие. Наверное, именно так выглядит истинный буржуазный рай: с потолка лился мед, гостей встречали в буквальном смысле горы (по 2000 фунтов) ребрышек-барбекю, кубиков льда и жареного арахиса; срубленные яблони с яблоками на ветвях и семь шоколадных копий зайцев Джеффа Кунса, которые можно было разбить молотком и съесть. (Россия, судя по последним пати в честь открытия российского павильона в Венеции, движется в том же направлении, так что стоит взять этот опыт на вооружение.)

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • andreason· 2009-12-09 19:34:22
    Нью-Йоркцы красавцы!
  • andreason· 2009-12-09 19:34:25
    Нью-Йоркцы красавцы!
  • Young_Duck_Fuck· 2009-12-21 00:17:49
    «Перформа» быстро набирает обороты (очень хочется сказать — «разрастается, как раковая опухоль»)

    "А вы на земле проживете
    Как черви слепые живут
    Ни сказок о васа не расскажут,
    Ни песен о вас не споют"

    Максим Горький
Читать РІСЃРµ комментарии ›
Р’СЃРµ новости ›
Самое читаемое