Р’ качестве РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ экспозиции РґРІР° нижегородских художника, РјСѓР¶ Рё жена Сергей РџСЂРѕРІРѕСЂРѕРІ Рё Галина Мызникова, представят аэрозвуковую инсталляцию "Рдиотский ветер". Рто сложный аэродинамический проект, РІ создании которого участвовал даже соответствующий нижегородский профессор. Рђ суть проекта РІ том, что вошедший РІ павильон зритель попадет РІ сильный воздушный поток, РІ котором, РїРѕ уверению авторов, нельзя пребывать более РґРІСѓС… РјРёРЅСѓС‚ без серьезных последствий для Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. РќРѕ даже Р·Р° более короткий период дамам будет обеспечена испорченная прическа Рё ненормативно задранный РїРѕРґРѕР» СЋР±РєРё. Что должно доказать идею опасности современного искусства РІ области коммуникации СЃРѕ зрителем.
Рнсталляция, РїРѕ словам кураторов СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ павильона, Любови Сапрыкиной РёР· нижегородского филиала ГЦСРи Ольги Лопуховой, директора РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ "АРТСтрелки", весьма сложна, РґРѕСЂРѕРіРѕ стоит, Рё уже сейчас ведутся технические работы РІ Венеции. Ладно.
Потом зритель, выскакивая РёР· "Рдиотского ветра", оказывается внутри интерактивной видеоинсталляции "Слишком долго, чтобы убежать". Ее сделали четыре РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… художника РёР· "Программы Escape". Заключается РѕРЅР° РІ том, что РЅР° экране РїРѕ снежному полю бредут четыре фигуры РІ красных куртках - РїРѕ направлению Рє зрителю. Чем больше зрителей РІ помещении (РёС… сосчитают специальными датчиками), тем быстрее надвигаются РЅР° РЅРёС… фигуры художников. Чем меньше зрителей - тем медленнее. РџСЂРё этом должен быть еще какой-то СЃСЋСЂРїСЂРёР·, Рѕ котором РѕРЅРё отказались рассказать заранее. Можно, конечно, поехать РІ Венецию, чтобы узнать. Рђ можно РЅРµ ехать. РўРѕ, что композиция навеяна работой Казимира Малевича "Красная конница", можно считать притянутой Р·Р° уши (или Р·Р° копыта) интерпретацией.
Да, вот еще. В церемонии открытия павильона 10 июня примет участие широко известная в узких кругах ценителей актуального искусства группа "Синие носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), которые вообще-то выставляются в основной международной экспозиции в Арсенале (вместе с Олегом Куликом), а на открытие зайдут со своим перформансом "Салют". Действо состоит в том, что художники станут выпускать из широких штанов мощный фейерверк, вступая при этом между собой в клоунский диалог.
Да, граждане, это вот и есть актуальное искусство, столь непривычное для подавляющего числа непросвещенной российской публики. Про Венецианское биеннале все слышали, а вот что там внутри, представляют с трудом. Может, оно и к лучшему.
Самое время сказать, что финансируется российский павильон из бюджета всего лишь на четверть необходимого (1,5 миллиона рублей). Три четверти из нужных 200 тысяч долларов добавлены из фонда доброго американского дядюшки (не того, о котором вы подумали). По мелочи (около 20 тысяч долларов) - на поездку в Венецию специальных журналистов для освещения события - добавили остальные доброхоты.
РџСЂРё этом РЅР° пресс-конференции, посвященной открытию павильона Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° 51-Р№ Венецианской биеннале, было твердо заявлено, что Федеральное агентство РїРѕ культуре Рё кинематографии отвечает только Р·Р° программу РІ павильоне, РЅРѕ отнюдь РЅРµ Р·Р° сам павильон, который постепенно РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ руинированное состояние. Ответственность Р·Р° поехавшую РЅР° павильоне крышу возложили, как водится, РЅР° СЃРїРѕСЂ хозяйствующих чиновников РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, РєРѕРјСѓ принадлежит столь лакомый кусочек венецианской территории. РџРѕРєР° РњРР” Рё администрация президента выясняют, РєРѕРјСѓ передать права РЅР° павильон, СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ актуальное искусство РёР·Рѕ всех СЃРёР» Рё фантазий пытается РЅРµ ударить лицом РІ РіСЂСЏР·СЊ перед мировым художественным сообществом.
Конечно, сегодня российскому зрителю многое может показаться там диким и странным даже в приблизительном описании. Ну да не все они, к счастью, и доберутся до биеннале в Венеции. Рпотом, вспомните русскую историю. Чуждые культурные формы всегда приходили на Русь в качестве чего-то дикого, непонятного. Однако потом мы наполняли все эти формы таким исконным своим содержанием, что весь прочий мир за голову хватался. Небось, и в этот раз будет та же история. Надо только подождать до сотого Венецианского биеннале.